Я скажу несколько слов на английском, а остальное – на итальянском.
Но я хочу повторить слова из Ответного псалма: «Воспою Господу песнь новую, ибо Он сотворил чудеса».
И действительно, не только со мной, но и со всеми нами. Братья-кардиналы, священнопразднуя этим утром, я призываю вас осознать чудеса, которые сотворил Господь, благословения, которые Господь продолжает изливать на всех нас через служение Петра.
Вы призвали меня нести этот крест и благословили на эту миссию, и я знаю, что могу положиться на каждого из вас, чтобы идти со мной, пока мы продолжаем как Церковь, как сообщество друзей Иисуса, как верующие – возвещать Благую Весть, возвещать Евангелие.
(Далее по-итальянски)
«Ты – Христос, Сын Бога Живого» (Мф 16:16). Этими словами Петр, спрошенный Учителем вместе с другими учениками о своей вере в Него, в обобщенном виде выражает наследие, которое на протяжении двух тысяч лет Церковь, благодаря апостольской преемственности, хранит, углубляет и передает.
Иисус есть Христос, Сын Бога живого, то есть единственный Спаситель и Откровение Отца.
В Нем Бог, чтобы сделать Себя близким и доступным для человечества, явил Себя нам в доверчивых глазах ребенка, в живом уме юноши, в зрелых чертах мужчины (см. II Ватиканский Собор, Пастырская конституция Gaudium et spes, 22), пока не явил Себя окончательным образом, после воскресения, в Своём прославленном теле. Таким образом, Он явил нам образец святой человечности, которому мы все можем подражать, вместе с обещанием вечной судьбы, превосходящей все наши ограничения и возможности.
Петр в своем ответе постигает обе эти вещи: дар Божий и путь, который нужно пройти, чтобы позволить Ему преобразить себя, – неотделимые друг от друга измерения спасения, доверенные Церкви, чтобы возвещать их на благо рода человеческого. Поручено нам, избранным Им еще до того, как мы были сформированы в утробе матери (ср. Иер 1:5), возрожденным в воде Крещения и, вне наших пределов и без наших заслуг, приведенным сюда и посланным отсюда, чтобы Евангелие могло быть провозглашено каждой твари (ср. Мк 16:15).
В частности, Бог, призвав меня через ваш выбор, стать преемником Первого из Апостолов, вверяет мне это сокровище, чтобы я, с Его помощью, был его верным управителем (ср. 1 Кор 4:2) на благо всего Мистического Тела Церкви, чтобы она все больше и больше становилась городом, поставленным на горе (ср. Откр 21:10), ковчегом спасения, плывущим по волнам истории, маяком, освещающим ночи мира. И это происходит не столько благодаря великолепию его сооружений и величию его зданий – таких, как памятники, среди которых мы находимся, – сколько благодаря святости его членов, того «народа, который приобрел Бог, чтобы он возвещал удивительные дела Его, призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9)
Однако внутри разговора, в котором Петр исповедует свою веру, есть и вопрос: «За кого почитают люди меня, Сына Человеческого?”, – спрашивает Иисус. Это не тривиальный вопрос, он касается важного аспекта нашего служения: реальности, в которой мы живем, с ее ограничениями и потенциалом, ее вопросами и убеждениями.
«За кого почитают люди меня, Сына Человеческого?” (Мф. 16:13). Размышляя над описываемой нами сценой, мы можем найти два возможных ответа на этот вопрос и столько же позиций.
Прежде всего, это ответ мира. Матфей подчеркивает, что разговор между Иисусом и Его собеседником о Его личности происходит в прекрасном городе – Кесарии Филипповой, полном роскошных дворцов, расположенном среди чарующих природных пейзажей, у подножия Ермона, но также являющемся домом для жестоких властных кругов и сценой предательства и неверности. Этот образ говорит нам о мире, который считает Иисуса совершенно неважной личностью, максимум – любопытным персонажем, способным вызвать удивление своей необычной манерой говорить и действовать. И поэтому, когда его присутствие становится неприятным из-за требований честности и морали, которые оно вызывает, этот «мир» без колебаний отвергает и устраняет его.
Есть и другой возможный ответ на вопрос Иисуса: ответ простых людей. Для них Назарянин – не «шарлатан»: он праведник, мужественный, хорошо говорящий и справедливый, как и другие великие пророки в истории Израиля. Поэтому они следуют за ним, по крайней мере до тех пор, пока могут делать это без особого риска и неудобств. Но они считают его всего лишь человеком, и поэтому в момент опасности, во время Страстей, они так же оставляют его и уходят, разочарованные.
Что поражает в этих двух позициях, так это их актуальность. Ведь в них воплощены идеи, которые мы легко можем снова встретить – возможно, выраженные другим языком, но идентичные по сути – на устах многих людей нашего времени.
Даже сегодня есть немало контекстов, в которых христианская вера считается абсурдной вещью, предназначенной для слабых и необразованных людей; контекстов, в которых ей предпочитают другие ценности, такие как технологии, деньги, успех, власть, удовольствия.
Это среда, где нелегко свидетельствовать и провозглашать Евангелие, где над верующими насмехаются, противятся, презирают или в лучшем случае терпят и жалеют. И все же, именно поэтому – это места, где миссия крайне необходима, ведь отсутствие веры часто влечет за собой такие драмы, как потеря смысла жизни, забвение милосердия, попрание достоинства личности в самых драматических формах, кризис семьи и многие другие раны, от которых страдает наше общество, и их немало.
Даже сегодня нет недостатка в контекстах, в которых Иисус, хотя и ценится как человек, сводится лишь к своего рода харизматическому лидеру или сверхчеловеку, и это не только среди неверующих, но и среди многих крещеных людей, которые, таким образом, живут на этом уровне фактически в атеизме.
Это вверенный нам мир, в котором, как неоднократно учил нас Папа Франциск, мы призваны свидетельствовать о радостной вере во Христа Спасителя. Поэтому и для нас важно повторять: «Ты – Христос, Сын Бога Живого» (Мф 16:16).
Это необходимо делать, прежде всего, в наших личных отношениях с Ним, в ежедневном обращении к Нему. Но также и как Церковь, живя вместе в нашей принадлежности к Господу и неся Его Благую Весть всем (Lumen Gentium, 1).
Я говорю это прежде всего для себя, как Преемника Петра, поскольку начинаю эту свою миссию в качестве епископа Церкви, находящейся в Риме, призванного в милосердии председательствовать над вселенской Церковью, согласно знаменитому выражению святого Игнатия Антиохийского (см. Письмо к римлянам, Вступление). Он, ведомый в цепях в этот город, место своей предстоящей жертвы, писал тамошним христианам: «Тогда я действительно буду учеником Иисуса Христа, когда мир не увидит моего тела» (Письмо к римлянам, IV, 1). Он имел в виду, что его съедят звери в цирке – так и случилось, – но его слова напоминают в более общем смысле об обязательстве, от которого не может отказаться ни один человек в Церкви, несущий служение власти: исчезнуть, чтобы остался Христос, сделать себя малым, чтобы Он был известен и прославлен (ср. Ин 3:30), тратить себя до предела, чтобы никто не лишился возможности познать и полюбить Его.
Пусть Бог даст мне эту благодать, сегодня и всегда, с помощью нежного заступничества Марии, Матери Церкви.