Размышления Lectio Divina

Традиционные размышления католических монахов предназначены не только для монашествующих и участников институций посвящённой жизни. Они доступны для всех, в том числе для мирян, для занятых сложной и тяжёлой работой людей. Это размышление позволяет христианину сосредоточиться на Боге, на Его Слове, найти в нём что-то новое. Среди суеты повседневности размышления над словами Священного Писания позволят остановиться, обрести внутренний покой, обновить своё понимание христианской жизни, просто отдохнуть в присутствии Бога.

Размышления можно выполнять как самостоятельно, так и собираясь семьёй или небольшими группами знакомых людей.

Указания приводятся по тексту издания «Молитвенный родник» общины кларетинов в России.

Отрывки Священного писания можно выбрать по желанию или взять чтения дня (приведены в календаре «Литургическая тетрадка»).

Шаги в Lectio Divina:

Lectio — чтение

Прочти внимательно и с верой святой текст, так, как будто его диктовал Святой Дух лично для тебя. Записанное Слово Божие является словом, которое должно быть услышано тобой и принято всем твоим естеством.

— Найди себе отрывок, который поможет тебе очиститься внутренне и внешне. Читай выбранный текст Слова Божия медленно и вполголоса. Такое чтение помогает участвовать в чтении всем телом и облегчает запоминание. Старайся читать текст всем собой: всем разумом, всем сердцем и волей. Поцелуй Священное Писание с любовью и поклонением.

Meditatio — размышление

Старайся глубоко понять текст. Спроси себя: «Что Бог говорит мне?» Размышление — постепенное введение в тайну Слова: внимательное сосредоточение твоего разума и поиск сокрытой правды. Сосредоточься на слове, а не на себе. Богатство слова будет помогать тебе познать и осознать себя. Задержись над фрагментом, привлёкшим твоё внимание. Прильни к новому слову, удивляющему или побуждающему тебя. Повторяй его и размышляй о нём. Как Мария сохраняй слово в сердце и ожидай просвещения и понимания.

— Начни чтение тихим голосом. Повторяй слово или предложение, приковавшее твоё внимание. Насыщайся им. Ищи объяснения Писания Писанием, т. е. свяжи слово или предложение с каким-либо другим словом Писания, приходящим тебе на мысль. Выпиши слова, которые больше всего говорили сегодня тебе. Помести их на видном месте как «лозунг дня».

Oratio — молитва

Теперь ты говори Богу. Открой Богу сердце, чтобы говорить Ему об эхе, вызванном в тебе словом. Молись просто и спонтанно — плодами только что завершённых «lectio» и «meditatio». Позволь Богу войти в твоё сердце и говори Ему в своём сердце. Вслушайся в порывы своего сердца. Искренне вырази их перед Богом: прославляй, благодари и проси.

— Прославляй Бога и благодари Его за то, Кто он в твоей жизни. Вспомни, что Бог сделал в истории твоей жизни. Проси у Него, вымаливай, взывай, выражай своё страдание. Можешь так молиться в каждую минуту, в любое время, во время Евхаристии и Литургии Слова, во время Розария…

Contemplatio — созерцание

Будь пред Богом самим собой. Молись присутствием. Пребывай при Боге. Созерцание — это время беззвучного вздоха Духа, умиротворения в Боге. Беседа сердца с сердцем. Это время посещения Слова.

— Старайся молчать и оставаться в неподвижности, в сосредоточении. Откройся благодати в созерцании — будь с Богом там, где Он пребывает. Пребывай в любви и ожидании. Главное — пребывать в глубокой связи с Ним Самим. Старайся смотреть Его глазами на себя, на других, на события, и позволь, чтобы во всё проникла Его благодать. Когда начнёшь смотреть глазами Бога, тогда обретёшь мир.

Предложения для размышления

Евангелие от Матфея, 5

Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.

А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака́», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Псалом 91 (90)

Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»

Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его.

Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.

Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.

Ибо ты сказал: «Господь – упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;

ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих:

на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.

«За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».