Среди многообразия форм религиозной практики Католической Церкви есть одна, занимающая особое положение. Это так называемые стояния Крестного пути: размышления над четырнадцатью событиями последнего дня жизни Спасителя – от момента вынесения Пилатом смертного приговора до положения тела Христа во гроб. Почти во всех храмах Западной Церкви можно увидеть на стенах иконописные или барельефные изображения этих событий. Иногда встречаются скульптурные стояния Via Crucis на открытом воздухе.
Верующие – по одному, или собравшись группой – обходят их по очереди, читая соответствующие отрывки из Писания и размышляя над страданиями и смертью Иисуса Христа, осознавая – что это значит для нас, «достигших последних времен».
Особым образом принято совершать стояния Крестного пути в Великий пост. А в Страстную пятницу тысячи верующих стекаются в Рим, чтобы по традиции совершить их вместе с Епископом Рима.
Церковная традиция установила лишь сами события; характер размышлений диктуется духовным опытом человека или группы, их готовящей. Часто используется бесценное богатство, оставленное нам святыми и праведниками прошлых времен. Нередко читаются медитации, написанные современными богословами или пастырями Церкви. А бывает, что приходской священник просит каждую из групп – молодежь, старшее поколение, благотворительные братства, катехизаторов – подготовить свои размышления, например – на каждую пятницу Великого поста.
И тогда событийная канва, сотканная две тысячи лет назад, становится оконной рамой. «Тусклое стекло», о котором писал св. Павел коринфской общине, делается чуть прозрачнее, и за крестообразным переплетом мы видим собственную жизнь, преображенную в часть Божьего плана нашего спасения. И вслед за ответами на вопросы «Кто Он?», «Что Он делает?» приходят ответы на вопросы – кто я, что делать мне… Крестный путь – тот самый первообраз – случился в нашей истории единожды. Но он вобрал в себя всю боль, все страдания, все многообразие человеческого опыта, которое предшествовало тайне Воплощения и преломляется во всех последующих поколениях. Это изумительная педагогика Бога – расставить по истории вехи неведомых знаков, потом дать ключ к их истолкованию, и эту метаисторию повторять снова и снова, с бесконечным терпением видоизменяя и приспосабливая ее к личной истории каждого человека, чтобы каждый мог найти и пройти свой, совершенно неповторимый Путь.
Сегодня мы вместе с вами переживем события, о которых идет речь. Проходя стояния Крестного пути, мы будем «примерять» на себя роли самых разных участников тех событий. И, осознавая мотивы, что двигали ими, будем лучше узнавать их, самих себя, и Господа Иисуса «возлюбившего нас и предавшего Себя за нас».Итак, в путь.
1-е стояние. Пилат выносит смертный приговор.
В каждом из нас живет Понтий Пилат. Когда мы уверены, что призваны и сможем сами, только своими собственными человеческими усилиями навести порядок, мы поступаем как римский прокуратор. Тогда евангельская проповедь кажется нам оправданием бездействия, бессилия и попустительства. «Мы обойдемся без Тебя» – вот что означал приговор Иисусу. И каждый раз, когда мы мысленно устраняем Его, чтобы не мешал «восстановить справедливость», действовать чисто по своему, человеческому разумению, мы лишаем Его способности войти в нашу жизнь и сделать что-то для нас. А чтобы человек не мог ходить и делать, его нужно распять…Господи, никогда без Тебя не будет, достойнее, безопаснее, справедливее, чем с Тобой!
2-е стояние. На Иисуса возлагают крест.
Как часто мы возмущаемся, когда на нас неожиданно сваливаются какие-то лишения и испытания! Особенно, если у нас есть твердое ощущение, что это происходит незаслуженно. Собственные болезни, болезни и смерть наших близких, финансовый крах и крушение надежд в личной жизни… Или когда чужая беда, которой мы едва коснулись, оборачивается тяжким грузом взятых на себя обязательств – часто без всякой перспективы не то что разрешения – даже облегчения ситуации.
Иисус взял на себя наш крест, разделив с нами наше бремя. И в принятии этих жизненных ситуациях у нас есть возможность разделить этот опыт с Ним. Господи, научи нас принимать любые испытания так, как Ты принял Свой Крест!
3-е стояние. Иисус падает под тяжестью креста.
Когда на нас обрушиваются печальные известия или тяжелые обстоятельства, они в первый момент кажутся нам просто непереносимыми. Сердце и разум не могут смириться с потерей или крутым трагическим поворотом судьбы; порой кажется, что мы полностью сокрушены этой тяжестью, нет сил идти дальше. И тогда нужно просто подняться, чтобы сделать один шаг. Всего один. Самый маленький. Стараясь не думать ни о длинном пути, который ждет впереди, ни о том, что может ждать в конце его. Это будет потом, в крайнем случае – завтра. А сегодня важно просто сделать один шаг.У Иисуса не было даже «завтра». Но Он поднялся, шатаясь под тяжестью креста, и сделал один шаг. А потом еще один. И еще. Господи, когда мы падаем под тяжестью возложенного на нас креста, помоги нам подняться и вместе с Тобой сделать всего один шаг!
4-е стояние. Иисус встречает Свою Пречистую Мать.
«Что Ты сделал с нами?» – словно и не было двух десятков лет, пролетевших с того момента, когда Ее упрек Сыну прозвучал в Храме. Тогда Он, двенадцатилетний подросток, ответил, что Ему надлежит быть в доме Отца. Но пошел за Ней и Иосифом, как и полагалось послушному сыну. Сегодня в глазах Марии – тот же вопрос. Только Он молчит. И на этот раз Она идет за Сыном. Тогда, полжизни назад, на третий день ужас утраты обернулся радостью. Но теперь, кажется, ничто не предотвратит безвозвратности грядущей потери…
Господи, помоги нам следовать за Тобой даже тогда, когда это причиняет скорбь нашим близким; дай нам помнить, что только так мы сможем по-настоящему послужить им!
5-е стояние. Симон Киринеянин помогает Иисусу нести крест.
Симон с сыновьями возвращался с поля, когда его грубо окликнул римский солдат из страшной встречной процессии. Помощь Киринеянина не имела никакого коренного, радикального смысла. Он не мог предотвратить распятие, и тем более – прогнать ненавистных оккупантов-римлян. Даже отказаться не мог – его просто заставили тащить это бревно солдаты, раздраженные медлительностью приговоренного.
Сгибаясь под тяжестью креста, Симон угрюмо шагал вслед за воинами прямо в вечность. И каждый его шаг освящал наше право носить бремена друг друга – даже тогда, когда эта помощь не приносит ничего, кроме нескольких минут облегчения…Господи, научи нас с благодарностью принимать и с готовностью оказывать помощь!
6-е стояние. Вероника отирает Иисусу лицо.
Как часто нас удерживает от проявления милосердия простая мысль: да разве моя минутная помощь изменит положение этого человека? Особенно, если этот человек опустился на такую низкую ступень социальной лестницы, что любой контакт с ним неизбежно бросит тень на самую безупречную репутацию.Ниже положения приговоренного к смерти опуститься просто невозможно. И Вероника – под тяжелыми, как удары плетей, презрительными взглядами «первых лиц», под похабный гогот солдат и ядовитые перешептывания в толпе – опускается на колени, чтобы отереть пот и кровь с лица Страдальца.Господи, научи нас безрассудному милосердию Вероники!
7-е стояние. Иисус снова падает под тяжестью креста.
Снова падение. Как не хочется подниматься после очередного свидетельства нашей человеческой слабости! С детства мы восхищаемся «несгибаемыми» героями, которые никогда не ошибаются, не отступаются и не оступаются. И если не получается быть таким, если мы падаем – раз, другой, третий – терпение постепенно улетучивается, потому что иссякает смысл наших стараний – уподобиться таким героям, стать как они.Тот, Кем была сотворена Вселенная, по Чьему образу были созданы мы, воплотившись, не стал сверхчеловеком. Он стал ЧЕЛОВЕКОМ – таким же, как мы: способным страдать от боли и падать от усталости. И вставать – не оглядываясь на количество падений…Господи, научи нас вслед за Тобой подниматься после наших падений!
8-е стояние. Иисус говорит с оплакивающими Его женщинами.
Женщины Иерусалима оплакивали Иисуса. Может быть, Он исцелил их знакомых или их самих за три года странствий; а может, это была простая человеческая жалость к осужденному. Но, оказывается, этого недостаточно. Господь призывает нас видеть в «частных» трагедиях и несчастьях грозные знамения времени – знаки, указывающие на нашу ответственность, которую мы разделяем со своим народом, со своей страной. Сентиментальные чувства по отношению к страдающему ближнему нередко мешают нам видеть – где мы сами, наши выборы или выборы общества, с которым мы себя отождествляем, являются причиной его страданий.
Господи, научи нас в любом состоянии ближних видеть прежде всего Твое слово, обращенное к нам!
9-е стояние. Иисус последний раз падает под тяжестью креста.
«Все бесполезно. Мне уже никогда не подняться… да и зачем?» – такие минуты отчаяния, наверное, знакомы каждому из нас. Окончательным падение становится именно тогда, когда нас подкашивает отчаяние, когда любое усилие воспринимается как попытка плыть в серной кислоте: это – не вопрос избавления от страданий, а лишь вопрос – сколько проплывем прежде, чем наступит конец. Именно в такие минуты перед нами встает вопрос – что стоит за нашими усилиями; есть ли в нашей системе ценностей нечто большее, чем собственная успешность, собственная перспектива. Можем ли мы назвать долг, который значит для нас больше, чем личная судьба. Превосходит ли для нас слово ЧЕСТЬ размеры нашего собственного честолюбия и оглядки на «общественное мнение»…Наверное, когда Иисус упал в последний раз, перед Его глазами был лишь короткий отрезок пути – подъем на Голгофский холм. Господи, научи нас помнить, что Ты искупил и те наши падения, которые мы из-за слабости и самолюбия можем счесть окончательными!
10-е стояние. С Иисуса срывают одежды.
Одежда – наше «социальное лицо», паспорт, делающий нас кем-то в глазах окружающих. Правильный дресс-код – и никому в голову не придет пытаться меня разоблачить, или даже усомниться в моей состоятельности. Не случайно одним из самых эффективных видов ареста спецслужбы считают арест подозреваемого в ванной. Обнаженный человек остро чувствует свою беззащитность, его так легко сломать…Наш статус, наша репутация, наша незаменимость на работе или дома, наш профессионализм и наша набожность – это тоже своего рода одежда, только психологическая. Нередко мы старательно драпируемся в ценности мира сего, неплохие сами по себе; но они превращаются в отвратительных идолов, когда мы полагаем в них свою конечную ценность, когда мы судорожно вцепляемся в них из страха оказаться никем в глазах окружающих…Господи, дай нам благодать при любых разоблачениях быть облаченным в Твою праведность!
11-е стояние. Иисуса распинают на кресте.
Если бы они знали… если бы знали те, кто нас так сильно обидел, какую боль нам пришлось терпеть! Если бы те, кто нас унизил, пользуясь своей властью, смогли почувствовать – как сжималось сердце и темнело в глазах, сколько сил пришлось приложить, чтобы не сорваться и не стать причиной еще больших бед для тех, ради кого мы шли на это унижение! Если бы эта учительница, чиновник, медсестра, вахтер, милиционер… муж, пользующейся моей зависимостью от него, или ребенок, пользующийся своей зависимостью от меня…Если бы мы знали… если бы мы знали, сколь драгоценно в очах Создателя ходатайство жертвы за палача; если бы мы только знали, что каждая капля пролитой нами крови – и в прямом, и в метафорическом смысле – может соединиться с Кровью Того, Кто может спасти и нас, и наших обидчиков! Стоит нам только повторить Его слова: «Прости им, ибо сами не знают, что творят!»Господи, научи нас молиться за тех, через кого к нам приходят обиды, скорби и боль!
12-е стояние. Иисус умирает на кресте.
Распятие – воплощенное бессилие. Слова «ничего не поделаешь» оборачиваются страшной анатомической правдой – невозможно что-то делать, если твои руки прибиты к кресту. И нет смысла решать – куда сделать следующий шаг. Шагать – нечем.
Как часто мы бываем духовно распяты жизненными обстоятельствами, оказываемся немощны, бессильны, несостоятельны, бесправны! И при этом целый хор «советчиков» с деланным (или, того хуже – искренним) участием навязчиво лезет в уши: «Сойди с креста! Ну, переступи через закон, через свои принципы, свою совесть, через смешные в наш век нравственные обязательства, через бессмысленное милосердие! Сыграй свою игру, и пусть другие пляшут под твою дудку, пристыженные и устрашенные!» И этому противостоит лишь недвижность окровавленного, истерзанного тела Того, Кто выбрал ТЕРПЕНИЕ…Даруй нам Твое терпение, о распятый Иисус, чтобы и любое наше терпение соединилось с Твоим и послужило делу спасения!
13-е стояние. Тело Иисуса снимают с креста.
До самой последней секунды – мы часто не осознаем этого – у Иисуса была возможность все прекратить. Когда мы сознательно терпим боль, мы, чаще всего, не в состоянии немедленно устранить ее источник. А если и в состоянии, то это почти неизбежно связано с чувством своей несостоятельности и стыдом перед окружающими. Начиная с детства, когда так хотелось убежать из очереди к зубному… Если бы Он решил сойти с креста, как издевательски советовали ему мучители, это стало бы не только чудесным прекращением мучений, но и триумфом Его всемогущества, и позором обидчиков. Но Иисус пришел не судить распинающий Его мир, но чтобы этот мир был спасен через Него… через отказ от всемогущества Силы ради всемогущества Любви. И поэтому от страшных объятий крестного древа Его освобождают не могущественные силы Творца и Повелителя стихий, а слабые руки сокрушенных, отчаявшихся, оплакивающих Его учеников.Господи, дай нам всегда следовать правилу: «С креста не сходят; с креста – снимают!»
14-е стояние. Погребение Иисуса.
Все кончилось. Те, кто еще неделю назад «делили места» при дворе грядущего Мессии, хоронили не просто убитого Друга и Учителя. Лишь на короткое время, показавшееся нескончаемым, они осмелились поверить в мечту, в сказку, обещавшую стать реальностью. Но все кончилось. Вместе с истерзанным телом Иисуса в каменный могильный холод, казалось, погружались надежды не только горстки учеников галилейского проповедника, но и всех поколений избранного народа, чаявшего избавления от уз греха, несправедливости и самой смерти.
И никто из них не мог видеть, как вечные бездны тьмы, более мрачные, чем самая глубокая могила, озаряются невиданным светом Победителя смерти, как рушатся невидимые земными очами врата, отдавая свою добычу Искупившему нас Своей Кровью…Господи, дай нам помнить о Твоем погребении, когда мы будем терять своих близких и хоронить свои надежды!
Наш путь завершен.
И теперь в наших жизненных перипетиях, в соблазнах злоупотребить человеческой властью, в наших скорбях и падениях, в принимаемой и оказываемой нами помощи, в терпении и в отчаянии – нужно просто вспоминать этот пройденный сегодня путь, чтобы ощутить неосязаемое Присутствие, увидеть незримый взгляд Того, Кто разделяет с нами каждый миг нашей жизни.
Наш Путь продолжается…