Синодальный путь

Синодальный путь — это процесс размышления о Святой Церкви в современном мире. К участию в этом пути размышления призваны все верные католики и те, кто идёт с нами вместе по пути распознавания.

Синод о синодальности включает в себя не только епископов и священников, к участию призваны все. Это наша общая Церковь, и только Господь и мы определим, какой она будет в дальнейшем.

На этой странице приведены как краткие вопросы и ответы с сайта Архиепархии Божией Матери в Москве, так и документы Синода. Все материалы представлены на русском языке.

Вопросы и ответы

Что такое Синодальный путь?

Синодальный путь — это процесс, инициированный Папой Франциском в преддверии Синода епископов 2023 года. Он предлагает всем соединиться в размышлении о Церкви в современном мире. Синодальный путь предполагает, что будут услышаны голоса не только католиков, но и тех, с кем мы «идем вместе». «Этот маршрут, идущий по стопам… обновления Церкви, предложенного II Ватиканским Собором, — одновременно дар и задание: идя вместе и вместе размышляя о пройденном пути, Церковь на своем опыте будет учиться тому, какие процессы могут помочь ей жить общением, осуществлять участие и открываться для миссии».

К участию в Синодальном пути призван каждый, вне зависимости от возраста, образования, социального положения и пр.

Вся необходимая информация о Синодальном пути содержится в следующих текстах: Подготовительный документ, Руководство для Синода о синодальности, «Синодальность в жизни и миссии церкви» Документ Международной богословской комиссии (2018), Сводный рабочий документ синодального процесса в Архиепархии.

Как проходит Синодальный путь?

В рамках Синодального пути по всему миру организуются особые встречи: на них могут обсуждаться как темы, предложенные Папой Франциском (см. Подготовительный документ), так и любые другие, которые волнуют участников. По окончании встреч резюме обсуждений будут переданы Синодальной группе (примечание: группа, регулирующая процесс Синодального пути в архиепархии), которая затем сведет результаты всех обсуждений в один документ и передаст его архиепископу. В конечном итоге резюме обсуждений будут переданы в Ватикан и рассмотрены на Синоде епископов.

Как я могу присоединиться к Синодальному пути?

Прежде всего стоит обратиться в ваш приход. [В нашем приходе за группу синодального пути отвечает Константин Левицкий]. Если в вашем приходе не планируют организовывать Синодальные встречи, вы можете присоединиться к встречам в другом приходе\организации, организовать встречу самостоятельно либо принять участие в онлайн-обсуждениях. Страницы, посвященные Синодальному процессу в нашей Архиепархии, есть ВКонтакте.

Вопросы епархиального этапа Синодального пути

I. Главный вопрос

Если в синодальной Церкви, возвещающей Евангелие, все «идут вместе», то каким образом это «движение вместе» осуществляется сегодня в моей собственной поместной Церкви? Какие шаги Дух приглашает нас сделать, чтобы мы могли возрастать в нашем «движении вместе»? (Подготовительный документ, 2)

II. Три вспомогательных вопроса

Чтобы ответить на этот вопрос, все вы приглашены:

а) спросить себя, какой опыт вашей поместной Церкви приходит вам в голову в первую очередь связи с этим ключевым вопросом;

б) глубже пересмотреть этот опыт: вызывает ли он радость? С какими трудностями и препятствиями вы встретились? Какие раны открылись? Какие идеи родились?

в) собрать плоды, чтобы поделиться ими: где в этом опыте звучит голос Духа? О чем Он нас просит? Какие вещи нужно сохранить? Что нужно изменить? Какие шаги предпринять? В чем мы согласны друг с другом? Какие пути открываются для нашей поместной Церкви?

(Подготовительный документ, 26)

III. Десять тем для углубления

1. Спутники

«Иисус пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше. И, сев, призвал Двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою”

(Мк 9, 33-37).

Эта тема посвящена размышлению о том, как лучше узнать друг друга в конкретной церковной общине / приходе и углубить наше общение. Каким образом мы призваны стать лучшими спутниками друг для друга? Какие группы или люди остаются на обочине?

2. Слушание

“И еще сказал им Иисус: нет ничего тайного, что не станет явным, и нет ничего скрытого, что не выйдет наружу. У кого есть уши, пусть услышит! … Отнеситесь внимательно к тому, что слышите!”

(Мк 4, 22-24)

“Так помните, братья мои любимые: пусть каждый человек торопится слушать, но медлит с ответом, медлит с гневом”

(Иак 1, 19).

Главный вопрос для размышления по этой теме – как мы слушаем друг друга в общине/приходе/ поместной церкви, и какие конкретные трудности мешают нам в построении взаимопонимания между отдельными людьми, группами, духовенством, людьми посвященной жизни, мирянами. Как мы относимся к меньшиствам, людям с особыми мнениями, тем, кто отошел от церкви?

3. Брать слово

“Добрый человек выносит доброе из хранилища добра в своем сердце. Злой человек выносит злое из хранилища зла. Ведь из уст человека исходит то, чем полно его сердце”

(Лк 6, 45).

“Говори за того, кто не может сказать, за права тех, кто бессилен; говори в защиту справедливости, ради прав нищего и несчастного”

(Притч 31, 8-9).

“Поэтому откажитесь от лжи и говорите каждый своему ближнему правду, ведь мы все — часть одного тела… Пусть не будет у вас на языке ни одного дурного слова, лишь слова, полезные для назидания, благотворные для слушателей”

(Еф 4, 25.29).

В этой теме мы размышляем о том, как мы говорим – друг с другом, с людьми вне церкви, с медиа (не только католическими). Мы обсуждаем проблемы и трудности, возникающие в ситуациях откровенного высказывания своей позиции, а также те принципы, по которым мы выбираем людей, способных говорить от нашего имени.

4. Священнопразднование

«Когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть её, пока она не совершится в Царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предается; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается…

Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий. Ибо кто больше: возлежащий или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий. Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых”

(Лк 22, 14-30).

Это тема для размышлений о нашем участии в Евхаристии и в совместной молитве, о том, какую роль это участие играет в нашей повседневной жизни. Как мы способствуем активному участию всех верных в литургии? Какое место занимают служения чтецов и аколитов?

5. Совместная ответственность за миссию

“Иисус сказал: Мне дана вся власть на небе и на земле. Итак, ступайте и сделайте все народы Моими учениками. Крестите их во имя Отца, Сына и Святого Духа и научите соблюдать все, что Я вам повелел. И знайте: Я с вами всегда, до конца мира”

(Мф 28, 18-20).

“Каждый, кто призовет имя Господа, будет спасен. Но как воззовут к Нему те, кто Ему не верит? Как поверят в Того, о ком не слышали? Как услышал, если нет проповедующего? Как будут проповедовать, если не посланы на проповедь?”

(Рим 10, 13-15).

В этой теме мы размышляем о себе как о участниках миссии Церкви. Чувствуем ли мы свою молитву и повседневную деятельность частью миссии, или это понятие в реальности для нас ничего не значит. А если не значит – почему? Чувствуют ли люди, чья миссия проходит в различных сферах за пределами Церкви поддержку своих собратьев по церковной общине, и помогает ли Церковь распознать человеку направление его миссии?

6. Диалог в Церкви и обществе

“Радость и надежда, скорбь и тревога наших современников, особенно бедных и всех страждущих — это также радость и надежда, скорбь и тревога учеников Христа, и нет ничего по-настоящему человеческого, что не находило бы отклика в их сердцах”

(II Ватиканский собор, Конституция “Радость и надежда” о Церкви в современном мире, 1).

«Ведите себя мудро с посторонними, используйте любую возможность. Пусть ваша беседа всегда будет приятна и остроумна, и пусть для каждого у вас найдется нужный ответ»

(Кол 4, 5-6).

Это тема для размышлений о трудностях и конфликтах, возникающих в нашей среде в ходе дискуссий и различных формах диалога между отдельными людьми и группами. Каков наш опыт диалога и совместного служения с верующими других религий и с неверующими? Как Церковь ведёт диалог с различными общественными институтами и чему учится у них в мире политики, экономики, культуры, гражданского общества, в деле заботы о бедных?

7. Отношения с другими христианскими конфессиями

“При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас”

(Мк 9, 38-40).

Мы размышляем не об экуменическом диалоге вообще, а о конкретных формах именно нашего участия в нем – личного, общинного, приходского. Каковы взаимоотношения нашей церковной общины с представителями иных христианских традиций и деноминаций? – Плоды и трудности.

8. Власть и участие

“Хотя нас много, но в единении с Христом мы — одно тело, а в отношении друг друга — разные органы этого тела. И в соответствии с разными дарованиями, которые дал нам Бог, у каждого свое назначение: кому дано возвещать Божью весть, пусть делает это так, как внушает ему вера; кому служить братьям — пусть служит; кому учить — пусть учит; кому ободрять — пусть ободряет; кто дает — пусть дает от чистого сердца; кто руководит — пусть руководит с усердием; кто делает добрые дела — пусть делает их с весельем”

(Рим 12, 6-8).

“Мы стараемся никому не дать повода попрекнуть нас тем, как мы распоряжаемся такими большими деньгами. Мы заботимся о том, чтобы все было безупречно, причем не только в Божьих глазах, но и в глазах людей”

(2 Кор 8, 20-21).

Эта тема посвящена размышлению о наших отношениях с церковными властями, а также с собратьями, занимающими лидерские позиции в общине/приходе/ поместных структурах с участием мирян. Какое содействие оказывается служению мирян и принятию на себя ответственности со стороны верующих? Как, по нашему мнению, работают пастырские советы в приходах и епархиях, совет священников и так далее.

9. Распознавание и принятие решений

“Не всякому духу верьте, но подвергайте духов испытанию, от Бога ли они, потому что в мир уже ушло много лжепророков”

(1 Ин 4, 1).

“А если кому-то из вас не достает мудрости, пусть попросит у Бога, который всем дает щедро, без попреков, — и ему будет дано”

(Иак 1, 5).

Тема посвящена размышлению и обсуждению механизма принятия решений в наших общинах, приходах и поместной церкви, нашему отношению к этим решениям. Как этот процесс возможно улучшить? Каким образом и с помощью каких инструментов мы содействуем прозрачности и подотчётности?

10. Воспитание в синодальности

“Мы, сильные в вере, должны помогать слабым нести их бремя, а не считаться только с собой. Пусть каждый из нас считается с тем, что нравится брату, для его блага и укрепления в вере. Ведь и Христос не думал о Себе…”

(Рим 15, 1-3).

В этой теме мы анализируем ситуацию с возможностью воспитания в нашей общине/приходе/поместной церкви людей, способных жить в диалоге, слушать и слышать своих собратьев, стараться сохранять единство при наличии разных мнений и трудностей общения. Какая формация предлагается для воспитания общины в духе синодальности, духовного диалога и стремления к единству.

Тексты из Священного Писания даются здесь в современном русском переводе Российского библейского общества