Католическая община г. Владимира была основана в 1891г., в то время, когда присутствие католиков в российской провинции начало увеличиваться, во многом благодаря усилению свободы вероисповедания и проявлению большей терпимости в тогдашнем русском обществе.
Архиву Владимирской губернии был передан протокол заседания Губернской Строительной Комиссии от 12 февраля 1891 г., на котором была рассмотрена просьба о приобретении участка земли под строительство часовни, которую должны были освятить по католическому обряду. Комиссия передала эту просьбу губернатору, и он дал утвердительный ответ, уполномочив саму комиссию приступить к действию 19 июня 1891 г. Комиссия приняла соответствующее постановление 28 июня, решив продать участок земли недалеко от «Золотых Ворот», исторического въезда в город, где можно было бы построить вышеуказанную часовню.
Строительство часовни было начато в 1892 г. и завершено в первые месяцы 1894 г. Католическая церковь была выстроена неподалеку от Золотых ворот, в Куткином переулке (нынешняя улица Гоголя), на правой его стороне. Здание псевдоготического стиля из красного кирпича, построенного на средства ссыльных военных польско-литовского войска и жителей города католического вероисповедания по проекту губернских архитекторов А.П.Афанасьева и И.О. Карабутова. Зубчатоготический верх и шпиль церкви, нарядный домик священника, ограда — весь красивый единый архитектурный ансамбль прекрасно вписался в панораму и жизнь города.
Из ежегодника Могилевской митрополии 1898 г., в юрисдикции которой находились все католики, проживающие на всей территории Российской Империи, мы узнаем о том, что часовня была освящена в 1894 г. как филиал Нижегородского прихода и была освящена во имя Божией Матери — Царицы святого розария. В том же самом ежегоднике говорится об архиепископе Симоне Мартине Козловском, как о занимающем должность митрополита, и об отце Иосифе Пизанко, как о капеллане Владимирской часовни. В то время, по сведениям ежегодника, часовня служила домом молитвы для 1353 верующих.
Создание самостоятельного прихода
Спустя всего десять лет со дня освящения часовня была возведена в ранг приходской. К счастью, губернский архив сохранил целиком дело, касающееся этого события, которое было открыто 13 декабря 1903 г. и закрыто 4 марта 1904 г. С просьбой об этом обратился капеллан, отец Тадеуш Ронкайтис, вместе с верующими. Первыми поставившими свои подписи были — статский советник Эразм Петрович Кржанович, советник окружного трибунала Ярослав Иосифович Вилькевич, и губернский бухгалтер Филипп Антонович Паули — католики, занимавшие самые высокие посты в городе. По их именам можно сделать вывод об этническом многообразии католической общины. Официально эта просьба была представлена 16 декабря 1903 г. с приложением списка католиков, проживавших во Владимире и окрестностях в 1902 г. Речь шла о 1129 верующих, из которых мужчин было 723 человека, а женщин — 426.
В самом городе проживал 371 верующий, а остальные жили в окрестных селениях, в центрах индустриального или военного значения, где были сконцентрированы рабочие и военнослужащие польской, литовской и немецкой национальностей.
12 января 1904 г. местный православный епископ Сергий направил губернатору собственноручно написанное письмо, в котором заявил, что «…с моей стороны нет никаких возражений относительно учреждения… автономного Римско-католического прихода во Владимире для всей губернии». Подобное заявление является достаточно знаменательным примером соблюдения корректности в отношениях католиков и православных.
Получив одобрение со стороны православного владыки, губернатор написал в курию могилевского архиепископа, с тем, чтобы узнать, не имеется ли также со стороны католической митрополии возражений по поводу просьбы местной общины. 29 января 1904 г. курия дала ответ за подписью архиепископского викария прелата Денисовича, в котором содержалась поддержка просьбы владимирских католиков. Ввиду отсутствия каких-либо возражений 11 февраля 1904 г. приход был официально учрежден губернатором. Это решение было утверждено 26 февраля Департаментом духовных дел иностранных исповеданий МВД и подписано вице-министром.
К делу прилагался доклад на русском языке, датируемый 12 декабря 1903 г.; он был подготовлен самими католиками в адрес губернатора, с тем, чтобы объяснить причины их просьбы. Мы процитируем некоторые отрывки: «Около 20 лет назад, когда во Владимире и окрестных деревнях проживало приблизительно 150 лиц, принадлежащих римско-католической конфессии, владимирские католики для проведения литургических служб и удовлетворения своих духовных потребностей, приглашали настоятеля Нижегородского прихода, который вначале приезжал 3-4 раза в год, а позднее, с ростом числа верующих, по истечении каждого месяца, вызывая каждым своим визитом глубокую признательность со стороны самих верующих. Но с ходом времени, в связи с дальнейшим ростом численности верующих, также и эти периодические визиты священника оказались недостаточными, на основании чего, вследствие просьбы католиков города Владимира, митрополит всех римско-католических общин Империи назначил для Владимирской губернии самостоятельного священника-капеллана, о назначении которого местные католики были извещены губернатором 7 сентября 1893 г. В то время строительство церкви, на которое было получено разрешение, не было еще завершено и общая численность католиков не соответствовала требованиям закона об учреждении автономного прихода, исходя из которого церковь, не являясь приходской, не снабжается официальными книгами для регистрации рождений, бракосочетаний и смертей. Подобная обстановка осталась и в настоящее время, так что о каждом обряде, который осуществляет местный священник-капеллан, вынуждены сообщать в приход Нижнего Новгорода, для того, чтобы его зарегистрировали в приходских книгах и стала возможной выдача свидетельств на руки просителям. В настоящих условиях, заинтересованные лица должны принимать во внимание, что для получения свидетельств необходимо, в лучшем случае, не менее 7 дней. Кроме того, часто происходит так, что у заинтересованных лиц возникает срочная необходимость в предъявлении документов в различные учреждения, чтобы иметь возможность получать заработную плату, пенсию, признание прав на наследство и т. п.». Другой ежегодник Могилевской митрополии, датируемый 1910 г., уже включал в свои списки приход Божией Матери — Царицы святого розария во Владимире-на-Клязьме, состоящий из 1500 верующих; настоятелем его в то время был о. Амброзиус Пацтукас (скорее всего, литовец, как и настоятель в 1903 г. о. Ронкайтис), который был указан там и как преподаватель Закона Божьего в женской гимназии.
Долгая советская зима
Последний ежегодник Могилевской митрополии, относящийся к январю 1926 г., (митрополитом в то время был архиепископ Эдуард фон дер Ропп, находящийся, впрочем, в изгнании), упоминает уже только 500 прихожан владимирского храма. Администратором прихода был о. Антоний Дземешкевич, который одновременно являлся настоятелем в Нижнем Новгороде, где насчитывалось 1200 верующих (цифры приблизительные). Именно он был последним католическим священником во Владимире. (1930-1937 –находился в Соловецкой тюрьме. 9.10.1937 — приговорен к высшей мере наказания. 3 ноября 1937 — Расстрелян в Соловецкой тюрьме.)
Судьба прихода Божией Матери — Царицы святого розария похожа на судьбу всех католических приходов Советской России, за исключением двух французских храмов в Ленинграде и Москве. Протокол заседания Советского районного правления сообщает о решении, относящемся к «ликвидации римско-католической церкви во Владимире», которое было принято 25 декабря 1930 г. (в день Рождества!). Протокол сообщает о принятии решения в следующих словах (стереотип аналогичных «ликвидации» тех лет): «Принимая во внимание, что религиозная община в обсуждаемом вопросе отказывается от использования Церкви, что не поступило в течение необходимых для этого сроков срочных запросов со стороны других групп верующих об использовании оной, без учета указаний государственной административной службы — что церковь как дом молитвы — ликвидируется — решается указать новое предназначение этого самого здания».
Другой протокол тех дней информирует о том, что было предложено предназначить здание для размещения в нем городской библиотеки, но не имеется документов, которые свидетельствовали бы о фактическом осуществлении такого проекта.
Тридцатые годы в России были годами окончательного упрочения сталинской власти, в планах которой Католической Церкви не отводилось никакого места, как, впрочем, и иным вероисповеданиям. Здание владимирского храма, как отмечено в документах инвентарной службы горсовета, в 1939 г. было приспособлено для работы радиоретранслятора, с эксплуатацией в этих целях высоты колокольни. Дом священника был отведен под жилище, и там проживало на протяжении долгих лет одновременно от 8 до 12 семей. Среди этих семей были и семьи бывших прихожан храма, которые пытались сохранить историческую память общины. Еще в 1987 г. там проживала жена органиста, которая хранила у себя некоторые вещи, принадлежавшие приходу, среди которых было несколько снимков храма, относившихся к тому периоду, когда он еще действовал (сегодня они находятся в городском реставрационном бюро Владимира).
К концу 1970-х гг. был воплощен проект использования всего ансамбля в целом — и дома священника, и храма — в качестве выставочного зала. Это предложение исходило от городского музея. 10 февраля 1978 г. инженером И. В. Арзамасцевым был составлен технический паспорт на оба здания — для отчета инспектората по сохранности памятников истории и культуры Министерства Культуры Советского Союза (№ 17004201/02). Что касается храма, документ отмечает в исторической сноске имя архитектора И. Карабутова, спроектировавшего в 1891 г. храм, и дает следующую оценку строению — «памятник в стиле псевдоготики, что характерно для конца XIX в. и являет собой образец сооружения католического культа, редкого для Владимирской области». Прилагалось несколько копий оригинала проекта, фотографии храма «внутри и снаружи» в период до его закрытия и на момент составления документа.
Техпаспорт дома священника присвоил официальное имя этому строению, спроектированному тем же Карабутовым, — «дом священника», и оно было объединено вместе с храмом в «уникальный архитектурный ансамбль». При его оценке повторяется в точности такое же определение, какое уже было дано храму. Прилагаются копии оригинальных проектов и 10 фотографий дома того времени, когда составлялся документ.
В 1980-е годы городской музей приступил к осуществлению проекта, начав с дома, откуда были выселены жильцы, которым предоставили коммунальные квартиры на окраине. По завершении общей реставрации, в 1986 г., городским музеем в «доме священника» был открыт выставочный зал, получивший название «Музей одной картины». На нижнем этаже были оборудованы служебные помещения и открыто несколько залов для экспонирования работ школьников, в то время как весь верхний этаж был перестроен под минитеатр на 50 мест, со всем необходимым оснащением. В 1988 г. музей обязал реставрационное бюро начать восстановительные работы также и в храме, где предполагалось открыть концертный зал органной музыки, но эти работы, были заморожены из-за нехватки фондов.
Воскресение из небытия
В конце 1980-х гг., когда Советский Союз был охвачен реформами, появилась надежда на улучшение положения дел в области свободы вероисповедания. Подлинное возрождение религиозной свободы стало возможным, в том числе и для католиков, после визита М. Горбачева в Ватикан и его исторической встречи с Папой Иоанном Павлом II, которая состоялась 1 декабря 1989 г.
Тем временем во Владимире самым неожиданным и провиденциальным образом возродилась католическая община. После получения регистрации в Горсовете верующие обратились с просьбой о возвращении храма. Реставрационное бюро, заинтересованное в продолжение прерванных работ, охотно их поддержало. Значительное влияние оказало вмешательство немецкого католика из г. Эрлангена, побратима Владимира, который находился в тот момент в городе на Клязьме для координации распределения гуманитарной помощи. Несколько священников из Эрлангена, которые прибыли в то время во Владимир, также оказали поддержку в этом деле местным католикам. 1 марта 1992 г. Горсоветом было официально принято решение о возвращении храма католикам. В те же дни верующие из Владимира встретились с архиепископом Кондрусевичем в Москве, что позволило приходу вновь влиться в число общин Апостольской администраторы вместе с другими тридцатью, которые были вновь открыты в том же году.
Архиепископ был с визитом во Владимире в апреле 1992 г. в сопровождении священника Стефана Каприо, который с 1989 г. был капелланом для итальянцев в Москве, и которому было вверено попечение о приходе с момента его открытия. Был подписан новый контракт с реставрационным бюро о реконструкции церкви. В последующие месяцы прихожане вместе с настоятелем установили контакт с директором Городского музея, Алисой Ивановной Аксеновой, с целью проведения переговоров также о возвращении «дома священника». Работы по реставрации храма продвигались очень быстро, к июню 1993 г. они были уже завершены.
В декабре 1992 г. состоялась официальная встреча между архиепископом Тадеушем Кондрусевичем и местным православным архиепископом Евлогием, целью которой, кроме прочего, было проинформировать владыку о предстоящем открытии во Владимире католического прихода. Архиепископа Тадеуша Кондрусевича при этом сопровождал монсеньор Джузеппе Казале, архиепископ митрополии Фоджи-Бовино в Италии, откуда родом отец Стефан Каприо. Встреча, проходившая в добросердечной атмосфере, обнаружила со стороны представителей Православной Церкви большую открытость, основанную на признании за католиками права на открытие их храма во Владимире.
Владимирская католическая община насчитывала около 500 прихожан. Богослужения в храме Пресвятой Девы Марии — Царицы розария проводятся регулярно.
2009г. — после ремонтных работ была обновлена алтарная часть храма, где был помещен Крест, заказанный настоятелем православному священнику Андрею Давыдову, который написал его в технике энкаустика и выкупленный на пожертвования священников из Миланской епархии.
10 октября 2009г. – освящение престола церкви и абсиды Владыкой Павлом Пецци. В престол им были возложены мощи св. Антония Великого, св. мученицы Варвары, св.Феликса Канталиского, св.Андрея Боболи и бл.Марии-Ангели Трушковской — основательницы сестёр-фелицианок, служащих ныне во владимирском Приходе.
В настоящее время католическая община насчитывает более 200 прихожан. Богослужения в Церкви Пресвятой Девы Марии — Царицы розария проводятся регулярно.
В приходе ведется вероучительная работа (катехизации) с вновь приходящими в церковь людьми, а также с постоянными прихожанами, как индивидуальная, так и по группам: существуют группы взрослых, молодежи и детей. При церкви работает книжная лавка, в которой можно приобрести литературу религиозного содержания.
Кроме того в храме проходят благотворительные концерты духовной музыки.
Силами сестер-фелицианок и молодежи прихода, а также представителей других конфессий и благодетелей, осуществляется каритативная деятельность среди малоимущих жителей города и области.
Совместно с Владимирской епархией РПЦ и Владимирским Государственным Университетом приход проводит ежегодную международную церковно-общественную научную конференцию «Покровские чтения».
В Приходе организованы молитвенные группу: «Живой розарий» и «Матери в молитве».